СЛОВО РЕДАКТОРУ
Решение о создании в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева нового научного журнала «Транспортные системы» связано с развитием в НГТУ научных исследований в области создания, а также безопасной и эффективной эксплуатации транспортных систем различного назначения:
- наземные транспортно-технологические машины и комплексы;
- технология транспортных процессов и дорожная инфраструктура;
- кораблестроение;
- океанотехника и системотехника морской инфраструктуры;
- самолето- и вертолетостроение;
- трубопроводный транспорт (газонефтепроводы и газоневтехранилища).
Активизации научных исследований способствовало создание в 2013 году образовательно-научного Института транспортных систем (ИТС) на базе Автомобильного института (АМИ) и факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ). В состав ИТС вошли кафедры:
- Автомобили и тракторы;
- Автомобильный транспорт;
- Аэро-гидродинамика, прочность машин и сопротивление материалов;
- Боевые бронированные колесные машины (базовая кафедра НГТУ в ООО «ВИЦ»);
- Высшая математика;
- Инженерная графика;
- Кораблестроение и авиационная техника;
- Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ (базовая кафедра НГТУ в ОАО «Гипрогазцентр»);
- Создание продукта в автомобилестроении (базовая кафедра НГТУ в ООО «ОИЦ»);
- Строительные и дорожные машины;
- Энергетические установки и тепловые двигатели.
Институт транспортных систем включает в себя учебные центры и лаборатории:
- Автомобильный центр европейских образовательных технологий «Евротех»;
- Лаборатория «Опытовый бассейн»;
- Лаборатория «Аэродинамика и пневмопривод»;
- Яхтшкола «Парус»;
- Центр компетенции MSC.Software.
Научно-практическая деятельность большинства профессорско-преподавательского состава осуществляется в научных и экспертных подразделениях ИТС:
- Научно-исследовательская лаборатория транспортных интеллектуальных систем (НИЛ ТИС);
- Центр коллективного пользования «Транспортные системы»;
- Научно-исследовательская лаборатория транспортных машин и транспортно-технологических комплексов (НИЛ ТМ ТТК);
- Научно-образовательный центр «Транспорт»;
- Центр безопасности дорожного движения и технической экспертизы (ЦБДДТЭ);
- Центр диагностики и сервиса автомобилей (ЦДСА);
- Научное опытно-конструкторское бюро «Лед-НН»;
- Лаборатория освоения Арктических и внутренних водных путей России;
- Базовая лаборатория «Экспериментальной механики» Института проблем машиностроения Российской академии наук.
Активно работают малые инновационные предприятия, соучредителем которых является технический университет: ООО НПФ «ДСТ», ООО «Тепломер» и ООО «Интех». Наряду с традиционными, реализуются новые направления и методы научных исследований, обновляется материальная база, увеличивается объем финансирования НИОКР за счет участия в Федеральных и Региональных целевых программах и заказов от предприятий реального сектора экономики, растёт число молодых ученых и аспирантов, участвующих в выполнении НИОКР.
Творческими коллективами с участием молодых ученых, аспирантов и студентов реализуются научные проекты в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Проводятся актуальные исследования в области разработки новых многоцелевых транспортных средств с различными типами движителей и энергетических установок, с интеллектуальными системами управления, в том числе для использования в условиях Севера и Арктического шельфа:
- мониторинг прибрежной зоны и прогнозирования морских природных катастроф, разработка автономного мобильного робототехнического комплекса (АМРК);
- разработка многофункционального вездеходного транспортного средства, оборудованного интеллектуальными системами привода колесных движителей, обладающего повышенным уровнем энергоэффективности и улучшенной топливной экономичностью;
- разработка, исследование и создание амфибийного вездеходного транспортного средства с колесной формулой 8х8 и высокими экологическими качествами движителя для обеспечения жизнедеятельности на Севере;
- разработка, исследование и создание семейства устройств автоматического и командного привода управления многоступенчатыми трансмиссиями перспективных грузовых автомобилей и автобусов с использованием адаптивных микропроцессорных систем, обеспечивающих оптимальные показатели эксплуатационных свойств транспортных средств;
- исследование методов и алгоритмов управления и оптимального планирования действий группы транспортных средств в области создания автономных интеллектуальных систем управления подвижными объектами наземного и надводного базирования, обеспечивающих согласованные действия при проведении эвакуационных и спасательных работ в сложной навигационной обстановке;
- разработка модельного ряда высокопроизводительных шлифовальных машин с инновационным типом микротурбин для судостроительной, авиационной и других отраслей машиностроения;
- создание коллективного универсального спасательного средства нового типа с функцией беспилотного управления для эвакуации персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на Арктическом шельфе.
В рамках реализации Программы стратегического развития НГТУ в 2013 году создан Отраслевой инжиниринговый центр «Автомобилестроение». Он объединяет несколько структурных подразделений НГТУ, имеет развитую материальную базу, позволяющую проводить натурные испытания транспортных средств, их деталей, узлов и агрегатов, выполнять компьютерное моделирование физических процессов, а также разрабатывать техническую документацию. Коллектив Центра сформирован из квалифицированных сотрудников ИТС, имеющих практический опыт выполнения НИОКР по заказу предприятий реального сектора экономики. В Отраслевом инжиниринговом центре «Автомобилестроение» работает творческий коллектив для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств (в рамках постановления Правительства Российской Федерации № 218). В 2013-2015 годах в кооперации с ООО «Автомобильный завод «ГАЗ», ООО «ОИЦ» и консорциума организаций из Королевства Нидерландов NLR, RDW, ARN и университета UTwente реализован комплексный проект «Создание высокотехнологичного производства экологичных ресурсосберегающих легких коммерческих автомобилей». В 2016-2017 годах в кооперации с ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» будет выполняться другой, не менее масштабный, комплексный проект «Создание высокотехнологичного производства семейства коммерческих автомобилей ГАЗ, оснащенных интеллектуальными системами помощи водителю».
Таким образом, создание нового научного журнала в сфере исследования транспортных систем позволит повысить публикационную активность сотрудников ИТС и выйти на международный уровень признания результатов проводимых исследований.
Редакционная коллегия журнала «Транспортные системы» приглашает к сотрудничеству учебные заведения, научные организации и их сотрудников, заинтересованных в публикации научных и научно-практических результатов выполненных исследований по тематике рубрик журнала.
Заместитель главного редактора,
директор Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева,
Анатолий Михайлович Грошев