№ 4 (34) "Транспортные системы" ("Transport systems")
№ 4 (34), 2024 г.
НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ | 3 |
А.Г. Капустин, В.С. Макаров, А.И. Марковнина, А.В. Дашков, М.С. Гулин. Проектирование и расчет напряженно-деформированного состояния кронштейнов амортизаторов полноприводного наземного транспортного средства малого класса | 4 |
И.А. Филин, Л.Н. Орлов, А.Г. Капустин. Применение композитных материалов в элементах, обеспечивающих пассивную безопасность автомобиля | 10 |
КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ, МОРСКАЯ И АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА | 17 |
А.В. Павлов, С.Н. Хрунков, Д.Н. Варсеев, Д.А. Двинин. Применение технологии реверс-инжиниринга и быстрого прототипирования движителей маломерных судов | 18 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА | 28 |
Е.С. Шишов, С.Н. Зеленов. Обзор типов датчиков для измерения крутящего момента в судовых энергетических установках | 29 |
Д.Н. Варсеев, С.Н. Хрунков, А.В. Павлов. Сравнительный анализ осевых и радиальных пневматических малоразмерных турбин | 37 |
EDN PORGFE
А.Г. Капустин, В.С. Макаров, А.И. Марковнина, А.В. Дашков, М.С. Гулин
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижний Новгород, Россия
УДК: 629.3
АННОТАЦИЯ: Приведено описание оригинальных верхних кронштейнов под амортизаторы, примененных в конструкции полноприводного транспортного средства малого класса, разрабатываемого в НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Представлены результаты сравнительного анализа двух вариантов разных по конструкции кронштейнов вездехода малого класса, отобранных среди созданных кронштейнов под амортизаторы. В дальнейшем лучший вариант кронштейна утилитарной техники планируется быть собранным в масштабе 1:1.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полноприводное транспортное средство, утилитарная техника, вездеход, подвеска, моделирование, виртуальные расчеты, кронштейн.
EDN MCAYHR
И.А. Филин, Л.Н. Орлов, А.Г. Капустин
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижний Новгород, Россия
УДК: 629.113
АННОТАЦИЯ: Разработана конструкция бокового защитного устройства на основе пултрузионного стеклопластикового профиля постоянного сечения. Проведены его расчеты с использованием программных комплексов Catia V5 и ABAQUS, для которых было проверено выполнение требований Правил ЕЭК ООН № 73. На основе данных компьютерного моделирования даны рекомендации по проектированию бокового защитного устройства из композитного материала для грузового автомобиля. Подтверждены работоспособность и эффективность предложенной конструкции, что актуально в связи с использованием композитных материалов как способа снижения массы автомобиля при необходимости удовлетворения требованиям пассивной безопасности пассажиров.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: боковое защитное устройство, грузовой автомобиль, расчетная модель, деформируемость, пассивная безопасность, оценка при проектировании.
EDN CNWWGR
А.В. Павлов1,2, С.Н. Хрунков1, Д.Н. Варсеев1, Д.А. Двинин1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижний Новгород, Россия
2Группа компаний «ИНФАРС»
Москва, Россия
УДК: 629.12
АННОТАЦИЯ: Представлены результаты оценки возможности импортозамещения производства движителей для маломерных судов, а также интеграция технологий их обратного инжиниринга и быстрого прототипирования. Рассмотрены вопросы реверс-инжиниринга процесса деконструкции изделия для понимания его конструкции и функциональности в сочетании с быстрым прототипированием методом быстрого изготовления масштабной модели с помощью 3D-печати и других технологий аддитивного производства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: 3D-сканирование, фотограмметрия, облако точек, 3D-моделирование, САПР, движители судов, КОМПАС-3D, CloudCompare.
EDN GDUSNM
Е.С. Шишов, С.Н. Зеленов
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижний Новгород, Россия
УДК: 531.789.1
АННОТАЦИЯ: Представлен обзор зарубежных устройств для измерения крутящего момента в судовых пропульсивных комплексах. Кратко описаны: работа тензометрических датчиков, магнитоупругие датчики, временные и фазовые способы измерения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: судовые энергетические установки, измерение крутящего момента, тензометрические датчики, сдвиг фаз, бесконтактное измерение, магнитоупругий эффект.
EDN CAVIOQ
Д.Н. Варсеев1, С.Н. Хрунков1, А.В. Павлов1,2
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижний Новгород, Россия
2Группа компаний «ИНФАРС»
Москва, Россия
УДК: 621.43
АННОТАЦИЯ: Представлен анализ теоретических основ применения осевых и радиальных турбин, а также перспектив внедрения предпочтительного варианта турбины для привода ручного пневматического шлифовального инструмента.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: осевая пневматическая турбина, радиальная пневматическая турбина, малоразмерная турбина, микротурбинный привод, ручной пневматический шлифовальный инструмент.