DOI: 10.46960/2782-5477_2023_2_17

А.В. Климов

ООО «Инновационный центр КАМАЗ»
Москва, Россия

 

УДК: 629.015

АННОТАЦИЯ: Исследуются автоколебательные процессы, возникающие в системе привода, когда при росте скорости скольжения сила трения в пятне контакта уменьшается. Данное явление вызывает повышенные динамические нагрузки в механической части привода, что может привести к выходу из строя элементов. Отмечено, что автоколебательные процессы, возникающие в зоне контакта и в механическом приводе, сопровождаются автоколебаниями токов в электрической части привода, что выявлено в ходе натурных испытаний электробуса большой вместимости КАМАЗ 6282. Колебания токов могут вызвать старение элементов электропривода, выход их из строя, а также автоколебательные процессы в системе управления вплоть до ее отказа. Предложен метод наблюдения буксования ведущего колеса с функцией подавления автоколебаний, заключающийся в выведении из системы энергии движения с отрицательным демпфированием, вызывающим и поддерживающим колебания. С помощью моделирования исследована работа наблюдателя буксования при движении по основанию как с высоким, так и с низким коэффициентами сцепления. Для проверки метода проведено имитационное математическое моделирование разгона электробуса в повороте: без противобуксовочной системы, при ее наличии, а также с системой, имеющей функцию подавления автоколебаний. Показано что применение системы с указанным свойством снижает пиковые значения (амплитуды) колебаний угловых скоростей колес на 27,8 и на 66,7 % крутящих моментов. Это позволяет судить о повышении надежности элементов привода и системы управления, а также о повышении энергоэффективности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автоколебания, буксование, скольжение, шина, наблюдатель, амплитуда колебаний, энергоэффективность.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ