№ 2, 2019 г.
Чуваков Александр Борисович1
Погодин Роман Александрович1
Крайнов Артем Александрович1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
УДК: 621.542
АННОТАЦИЯ: Приведено обоснование эффективности применение микротурбин в качестве привода ручных шлифовальных машин. Представлена краткая история создания пневматических шлифовальных машин на кафедре «Энергетические установки и тепловые двигатели». Описаны перспективные конструктивные решения в области конструктивных схем микротурбин, имеющие перспективу применения в перспективных разработках ручных шлифовальных машин.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: микротурбина, турбопривод, шлифовальная машина, сопловой аппарат, рабочее колесо
- Категория: № 2, 2019 г.
Шестоперов Валерий Юрьевич1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
УДК: 532.528:539.4
АННОТАЦИЯ: Получены и проанализированы кривые кавитационной эрозии сплавов АМг2Н и 12Х18Н10Т в условиях одноосного и двухосного растяжения. Показано различное влияние напряженно-деформированного состояния на кавитационное разрушение этих сплавов. По предложенным критериям проведена оценка их эрозионной стойкости в условиях одноосного и двухосного растяжения. Изучено влияние кавитирующей жидкости на образование и докритический рост усталостных трещин сплава АМг61. Учет напряженно-деформированного состояния элементов конструкций в условиях кавитационного воздействия жидкости позволяет более точно оценивать их стойкость к эрозии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кавитационная эрозия, напряженно-деформированное состояние, критерии эрозионной стойкости, трещиностойкость
- Категория: № 2, 2019 г.
Хрунков Сергей Николаевич1
Крайнов Артем Александрович1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
УДК: 621.542
АННОТАЦИЯ: Рассмотрены принципы проектирования регуляторов частоты вращения ротора пневматических машин вращательного действия. Отмечено, что широко используемые регуляторы с механическим устройством определения частоты вращения недостаточно надежны на высоких оборотах за счет наличия взаимно движущихся элементов. Рассмотрены современные конструктивные схемы регуляторов максимальной частоты вращения, содержащие эластичное кольцо, которое совмещает функции чувствительного и исполнительного элементов. Охарактеризованы возможности их применения для ручных пневматических шлифовальных машин разных диапазонов частот вращения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пневматический привод, малоразмерная турбин, регулятор максимальной частоты вращения
- Категория: № 2, 2019 г.
Калинина Надежда Викторовна1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
УДК: 629.124
АННОТАЦИЯ: Рассмотрено движение ледокола непрерывным ходом и набегами. Приведена полуэмпирическая модель определения чистого ледового сопротивления при движении ледоколов в ровном сплошном льду непрерывным ходом. Описаны математические модели определения средней скорости неустановившегося движения ледоколов в сложной ледовой обстановке в ровных и торосистых полях. Продемонстрированы расчеты ледовой ходкости на примере ледокола проекта 21900 типа Москва. Построены кривые ледопроходимости непрерывным ходом и набегами. Сделаны выводы по оптимальной тактике маневрирования в тяжелых льдах набегами. Рассчитана средняя скорость движения в торосистых полях различной толщины. Математические модели могут служить основой для полуэмпирических моделей с привлечением данных натурных и модельных экспериментов. С их помощью можно спрогнозировать ходкость судов в различных ледовых условиях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ходкость ледокола, сплошной лед, непрерывное движение, кривая ледопроходимости, движение ледокола набегами, торосистые ледяные поля, неустановившееся движение ледокола, средняя скорость движения, тактика движения набегами
- Категория: № 2, 2019 г.
Ваганов Александр Борисович1
Краснокутский Игорь Дмитриевич1
Гуров Петр Владиславович1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
УДК: 629.12: 532
АННОТАЦИЯ: Предложена математическая модель статики судна, охарактеризованная системой координат и параметрами посадки. Модель предназначена для оценки остойчивости водоизмещающего судна при сложном внешнем нагружении. Предложенная методика значительно увеличивает число расчетных ситуаций, в которых следует выполнять анализ остойчивости и управляемости судов. Сделан вывод, что при больших углах дифферента имеют место существенные изменения поперечной остойчивости судна.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: водоизмещающее судно, плавучесть и остойчивость судна, динамика судна, качка, управляемость, ветер и волнение в море
- Категория: № 2, 2019 г.
Золотов Николай Владимирович1
Калинина Надежда Викторовна1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
УДК: 629.124
АННОТАЦИЯ: Описан ледовый опытовый бассейн НГТУ, предназначенный для испытаний ледостойких сооружений и морских транспортных средств Признанный уникальным оборудованием, он находится в эксплуатации уже более 30 лет. Обоснована необходимость модернизации бассейна в соответствии с современными ледотехническими задачами, которая проводится при поддержке гранта РФФИ. Приведено описание нового измерительного комплекса опытового бассейна НГТУ, который позволит увеличить его экспериментальные возможности при сохранении ранее накопленного опыта в области проведения модельных исследований, повысить точность и достоверность исследований по прогнозированию ледовой ходкости судов, а также активно использовать в учебном процессе при подготовке специалистов в области кораблестроения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ледовый опытовый бассейн, испытания моделей судов, моделированный лед, буксировочная система бассейна, модернизация измерительного экспериментального комплекса, буксировочная тележка
- Категория: № 2, 2019 г.
Зуев Валерий Андреевич1
Грамузов Евгений Михайлович1
Двойченко Юрий Александрович1
Князьков Владимир Вячеславович1
Себин Андрей Сергеевич1
Спехов Павел Леонидович1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
УДК: 629.124
АННОТАЦИЯ: В последнее время активизировалась деятельность человека в арктических районах. Несмотря на большое число теоретических и экспериментальных работ, ряд вопросов, связанных с разрушением ледяного покрова для создания судоходного канала, остается недостаточно исследованным. Многие проблемы, связанные со льдом, были решены и решаются в лабораторных условиях, и доля лабораторных исследований постоянно увеличивается. Это связанно с тем, что лабораторное оборудование все более усложняется, методика проведения экспериментов совершенствуется, а условия экспериментов поддаются более точному контролю. Для моделирования взаимодействия корпуса судна ледового плавания со льдом необходимо разработать физическую модель этого процесса. Результат в наибольшей степени зависит от качества лабораторного льда. В данной работе приведены результаты экспериментальных исследований разрушения естественного ледяного покрова поперечной нагрузкой в лабораторных условиях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ледяной покров, ледовый бассейн, разрушение льда, моделирование композитного льда, испытания моделей судов
- Категория: № 2, 2019 г.
Плотников Сергей Александрович1
Бузиков Шамиль Викторович1
Черемисинов Павел Николаевич1
1 Вятский государственный университет
УДК: 621.1-1/9
АННОТАЦИЯ: Использование смесевых топлив ставит задачу определения их влияния на процесс сгорания. Ее решение с помощью химической кинетики позволяет выяснить некоторые аспекты, крайне важные с точки зрения организации рабочего процесса дизеля. В связи с этим актуальной является разработка теоретических предпосылок определения механизма сгорания смесевого топлива. С целью определения влияния смесевого топлива на механизмы процесса сгорания проведены теоретические исследования кинетики процессов сгорания, в рамках которых использованы аналитические зависимости известных уравнений определения скоростей химических реакций. Анализ полученных данных показал, что добавка в топливо доли рапсового масла приводит к увеличению на эту долю давления в цилиндре дизеля, снижению константы скорости химической реакции при сгорании смесевого топлива и жесткости процесса сгорания, а также максимального давления цикла дизеля. Для подтверждения теоретических предпосылок необходимо рассмотрение экспериментальных индикаторных диаграмм дизеля.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: смесевое топливо, процесс сгорания, рапсовое масло, давление цикла, индикаторная диаграмма
- Категория: № 2, 2019 г.