№ 1 (31) "Транспортные системы" ("Transport systems")

№ 1 (31), 2024 г.

НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ 3
М.Ю. Ушаков. Опыт создания блока управления бензиновым двигателем 4
М.Е. Елисеев, М.Г. Корчажкин, А.И. Епишин, В.И. Сухов. Особенности классификации автомобильных дорог при проектировании периферийного оборудования интеллектуальных транспортных систем 10
КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ, МОРСКАЯ И АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА 17
В.В. Князьков. Численное моделирование сопротивления воздуха движению судна 18
Н.В. Калинина, К.Д. Блинов. Настройка полуэмпирических моделей сопротивления сплошного льда движению судов 25
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА 33
А.Г. Воеводин, А. Кориши, С.Н. Хрунков. Определение физических и геометрических характеристик подогревателя газожидкостной смеси тепловой мощностью 750 кВт 34
А.В. Павлов. Использование установок электроприводных центробежных насосов в российских условиях нефтедобычи 42


 

EDN QPPKBB

М.Ю. Ушаков

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижний Новгород, Россия

 

УДК: 622.431

АННОТАЦИЯ: Рассмотрены вопросы организации накопления оперативной, отладочной и диагностической информации, необходимой для разработки микропроцессорной электроники, работающей в составе сложной механической системы. Результаты работы актуальны как для специалистов по электронике, так и для широкого круга лиц, работающих со сложными системами, в частности, с двигателями внутреннего сгорания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: блок управления, микроконтроллер, EEPROM, DATA FLASH, FRAM, накопление массивов измерений с постоянным временным шагом.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ



 

 

EDN QBJCWK

М.Е. Елисеев, М.Г. Корчажкин, А.И. Епишин, В.И. Сухов

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижний Новгород, Россия

 

УДК: 625.712

АННОТАЦИЯ: Предложена классификация дорог «по востребованности», при которой минимизируется количество критериев выделения класса – характеристик дороги, к ним добавляется в качестве дополнительного параметра минимальная среднесуточная часовая интенсивность приведенного транспортного потока. Данный подход к классификации позволяет однозначно, объективно и достаточно быстро выделить каркас дорог, которые необходимо оборудовать периферийным оборудованием интеллектуальной транспортной системы. Актуальность работы определяется тем, что существующие классификации автомобильных дорог не позволяют решать ряд задач, в частности, задачу проектирования интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Например, классификация, на основании которой предлагается выделение классов при проектировании ИТС, хорошо соответствует стадии проектирования дорог, но не вполне удовлетворительна для уже эксплуатируемой транспортной сети.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дорога, улица, классификация, параметры, характеристики, транспортная система.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ



 

 

EDN ZHQOPT

В.В. Князьков

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижний Новгород, Россия

 

УДК: 629.124

АННОТАЦИЯ: Рассмотрены возможности численного моделирования в SolidWorks Flow Simulation при выполнении расчетов сопротивления воздуха движению судна. Постановка такой задачи обусловлена тем, что экспериментальные методы изучения сопротивления движению судов широко применяются при выполнении научно-исследовательских работ, когда разрабатываются формы обводов вновь проектируемых судов, а также при оценке ходкости построенных судов. Модельные испытания, которые проводят при проектировании судов, позволяют провести надежное сравнение эффективности различных вариантов проектируемого судна. В качестве менее затратной и более удобной альтернативы модельным испытаниям в настоящее время используют численное моделирование с применение специализированных программ и приложений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектирование судна, испытание моделей, сопротивление воздуха движению судна, численное моделирование.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ



 

 

EDN LBXWXP

Н.В. Калинина, К.Д. Блинов

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижний Новгород, Россия

 

УДК: 629.124.791

АННОТАЦИЯ: Рассмотрена структура полуэмпирических моделей сопротивления сплошного льда движению судов. Для прогнозирования ледовой ходкости судов используются расчетные полуэмпирические методики. Полное ледовое сопротивление складывается из составляющих, описывающих разные физические процессы. Существующие полуэмпирические модели сопротивления сплошного льда движению судов нуждаются в настройке, под которой понимается получение безразмерных коэффициентов, входящих в структуру модели. Выполнено обоснование настройки полуэмпирических моделей сопротивления сплошного льда движению судов с помощью данных модельного эксперимента. Описан набор измеряемых в экспериментах параметров и способы их определения. Определены эмпирические коэффициенты для описанных моделей сопротивления. Полученные результаты могут быть использованы для прогнозирования ледовой ходкости судов на начальных этапах проектирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сплошной лед, сопротивление движению судна, полуэмпирические модели сопротивления, суда ледового плавания, безразмерные эмпирические коэффициенты.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ



 

 

EDN UXNORM

А.Г. Воеводин, А. Кориши, С.Н. Хрунков

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижний Новгород, Россия

 

УДК: 62-932.2

АННОТАЦИЯ: Рассмотрены методики конструктивного, гидравлического, теплового и прочностного расчета подогревателя, предназначенного для подогрева углеводородной газожидкостной смеси Астраханского месторождения для обеспечения незамерзания в процессе технологических операций. Объект исследования – теплообменный аппарат, состоящий из общего корпуса, расширительного бака промежуточного теплоносителя (воды или этиленгликоля), инжекционной газовой горелки и дымовой трубы естественной тяги. Подогреваемый газожидкостный конденсат обогревается в рекуперативном теплообменнике промежуточным теплоносителем (вода, этиленгликоль), который нагревается в жаротрубном топливном котле. Котел и рекуператор объединены в общую конструкцию; топливом является природный газ. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании аналогичных аппаратов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: газовые котлы, теплообменные аппараты, теплоносители, инжекционная газовая горела, тепловой расчет.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ



 

 

EDN QPLIWC

А.В. Павлов

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижний Новгород, Россия

 

УДК: 622.276.054.23

АННОТАЦИЯ: Представлен обзор существующих конструкций установок погружных электроприводных центробежных насосов (УЭЦН) для добычи нефти. Рассмотрены области их применения, включая наиболее перспективные: осложненный фонд скважин после капитального ремонта, боковые стволы малого диаметра, системы одновременно-раздельной эксплуатации, а также колтюбинговые установки и системы на кабель-канате. Продемонстрированы растущие объемы рынка УЭЦН, в том числе, в сегменте малогабаритных конструкций, что подтверждает актуальность и востребованность дальнейших разработок данного оборудования для соответствия современным реалиям их эксплуатации. Представлен анализ существующих методик разработки проточной части центробежных насосов и обоснован выбор в пользу наиболее перспективного и эффективного на сегодняшний день метода компьютерного моделирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: установка электроприводного центробежного насоса, механизированные методы добычи, центробежная ступень, математическая модель, вычислительная гидродинамика, CFD-моделирование.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ